Перевал Дятлова

пятница, 30 декабря 2011 г.

Таймырские каникулы 2011.12.30 Встреча

В ночь с 30 декабря на 9 января
Лена, Паша - очень жаль, что у вас не получилось приехать, все равно вы тут с нами, а мы там с вами. Чтоб хоть как-то компенсировать, постараюсь держать в курсе событий.

Илья с Наташей пусть на писанину не отвлекаются, свои впечатления расскажут и покажут по приезду. А я тут попробую рассказать то, что планировал спеть и станцевать лично!)

И так 2011.12.30, утро - поехал встречать, точнее попробовал поехать встретить. Табло аэропорта жутко тормозило, а те попытки отображать действительность были совершенно не оптимистичны.

Норильск, аэропорт, табло прилета

По всем же другим «звоночкам»(sms оповещение к примеру куда оперативней) рейс вылетел:
Текст: U6-227, номер +79037676300
Ответ: TOSHIBA, Leading Innovation
U6227, Дек 30,2011
Ekaterinburg(SVX)>>Norilsk(NSK)
ВЫЛЕТЕЛ(SVX) 08:35
ЗАДЕРЖКА 05м
Прилёт ожид 13:20
Терм:1

Ну ладно, аэропорт не закрыт, работает по фактической погоде, радует, прорвутся. Для меня же напротив - дорога точно закрыта. Звонок диспетчера маршруток, которую на кануне заказал до Алыкеля - Выходите. Интересно, вышел, поехали - оказывается только до Норильского автовокзала, там говорят автобусы по расписанию ходят - это только для легкового, личного, маршруток и прочих минивенов - закрыта, как говорится «Только при наличии пропуска штаба шторм».

Автобус Норильск-Алыкель №33. вроде бы ходит регулярно начиная с 06:05 и далее каждый час - 07:05, 08:05... и т.д. Маршрутка к 12:05 - не успела, следующий в 13:05, звонок диспетчеру для уточнения расписания. - Болт! Следующий автобус только в 14:05 (+30 мин. на дорогу), самолет с гостями задерживается всего на 5 минут и сядет в 13:20, ну это ладно, связь есть, автобус от Алыкеля в 15:05, разминемся, встретимся все точки и необходимые номера у Ильи в gps есть. А вот народу что обломался с маршруткой, закрытой дорогой и расписанием рейсового автобуса было задумчиво! Автобус то ближайший в 14:05, а в это же время в аэропорту начнется регистрация.

Народ на остановке прибывает. Диспетчер сказала что из за 10 человек дополнительный автобус пускать не будет и все кому надо уехали на 12:05.

Подъезжает маршрутка со смелым пилотом - Садись, пост ГАИ пофиг к какойнить колонне примажемся, проедем.

Сели. Посту ГАИ оказалось совсем не пофиг и на все попытки полсотни легковым и пятерке забитых маршруток проехать, примазаться, уговорить - дал четкий отказ!

Мне приключения, народу нет - названиваю диспетчеру и по ходу не один. Женский голос способный подарить автобус уже ругался, но все же был тактичный! На аргумент что нас уже не десять, а куда больше - стал компанейски соображать варианты.

Диспетчер: - Через 20 минут в Алыкель из Кайеркана выезжает автобус, попробуйте уговорить пост ГАИ.
Водитель маршрутки: - Если пропустит до Каейркана, там дальше поста нет, если проедем автобус не нужен.
Человек на посту не дурак, отказал.
Диспетчер: - Ладно, сейчас позвоню начальнику, перезвоните через пять минут.
Перезваниваю.
Диспетчер: - Сняли с городского маршрута автобус, приезжайте на Норильский автовокзал.
Расстроенный водитель маршрутки после не долгих убеждений все таки отвез обратно, другие маршрутки не поехали.
Приехали снова на Норильский автовокзал.
Перезваниваю диспетчеру, говорю - Приехали! Успели?
Диспетчер: - Да! Но вас снова человек десять (видимо выглянула в окно).
- Понимаете, говорю, остальные маршрутки остались на посту, Вы не могли бы попросить водителя автобуса там остановиться забрать людей?
Диспетчер: - Да вы *;?$-ли!?... Это вам такси что ли!?....
- Не решились они ехать, говорю, побоялись что и на автобус не успеют и какое ни будь окно на посту пропустят, и деньги за маршрутку им не вернут. Водители там убедительные, мол - Доедем, успеем, все будет в порядке.
Диспетчер: - Номер автобуса такой то, выезжает во столько то, всего доброго.

Сели в автобус, на посту остановились, крикнул что автобус в Алыкель, пару человек зашло. Из маршруток так никто и не ломанулся. Водитель автобуса сходил к постовому, тот сходил к маршруткам. - Ноль реакция.

Ну мы и поехали.

Не знаю, кто кого в итоге встречал - я или меня!? Из автобуса даже не выходил, ребята сразу запрыгнули, там же пришел в себя и, наконец-то, поверил, что приехали).

Дорога от Алыкеля до Норильска, Талнаха пролетела быстро, не останавливаясь, мало что понятно, видно с трудом, пурга, легкие сумерки полярной ночи, Лена если бы 23-го прилетела, то четко бы попала в ее середину.
Гербы Норильска и районов. Полярный день, ночь, белые ночи, сумеричные ночи
Всегда любил телеги дизайнеров к их творениям.
"Герб представляет собой белого медведя, держащего над головой ключ. Рисунок ключа состоит из слова "Норильск" и химических символов меди, никеля, кобальта. Щит по диагонали разделен на белый, синий, красный - цвета Государственного флага России. Фигура поднявшегося во весь рост зверя олицетворяет мощь высоких широт. Раскраска щита – полярные день и ночь, расплав металла и недра. Образный смысл: Норильск - ключ к Северу, его тайнам и богатствам; норильчане - первооткрыватели".

Если интересно пара описаний Таймырских логотипов:
http://www.hrono.ru/heraldicum/russia/subjects/towns/norilsk.htm
http://www.hrono.ru/heraldicum/russia/subjects/towns/kaierkan.htm

Как хорошо что для Талнахского герба угла не хватило)
http://www.hrono.ru/heraldicum/russia/subjects/towns/talnah.htm

Что хотел рассказывать, все забыл, потому начал травить страшилки.
Что, мол, строили НПР заключенные, многие тут потом оставались жить, как политические из Норильлагов, так и со статьями посуровей, после амнистий деваться-то некуда. Были истории и про беглых заключенных.

Один охотник рассказывал. Давно это было, забурились они куда-то далеко, ехали надолго, собой везли много. Остановились у какой-то избушки. В ней житель с неуверенным взглядом.
- ЗК? - спрашивает.
- Да.
Уж не знаю, сразу он сознался или после пыток, но я покороче.
- Ну, ясно. Может, что нужно?
- Соль, только соль.
Оставили ему мешок соли, уточнили то ли варианты проезда, то ли где следующая избушка, - не помню.
- Только вы в такую-то избушку не заезжайте, злой там человек живет, - сказал ЗК.
- В смысле?
- Ну, злой он, людей ел.

Что было дальше, фиг знает, но все живы-здоровы, а судьбы жителей не известны. А то, что «за компанию» прихватывали с собой «рацион» - не исключено. Побеги же само собой были  - это факт, удачные, неудачные.

Еще у нас самое большое количество зарегистрированного охотничьего оружия на человека в крае.

Привирал, конечно, местами для красочности и атмосферы, но не сильно,  помимо нас, в автобусе еще люди ехали, так что приходилось сдерживаться.

И дальше. Зима 8-9 месяцев в году, все это время лежит снег.  Высота снежного покрова достигает 4 метров. А вообще за зиму на Большой Норильск выпадает по 10 тонн снега на каждого жителя! Полярная ночь 45 суток, темень не вырви глаз, но темно, самый же свет только с 12 до 14.

Дороги, которые связаны с  материком, кончились еще где-то …. Где ж, блин, они кончились-то… сказал, что в районе Нового Уренгоя, до туда точно есть железная дорога, надо уточнить, километров 600 от сюда.

Про экологию много рассказывать не пришлось, сами все знают, читали, слышали, для слабенького примера можно взять Карабаш с его чудными жизненными ландшафтами, глянуть, что он по рейтингу на наан ааа… нету что-то нифига, помню же, что в рейтинге самых грязных городов планеты рядом с Норильском был  Карабаш…сейчас нету, очистился), пофиг.

Здешних же  виновников увидим позже, газку обязательно хапнем.
 
Страшилки чередовал с комментами про мимо пролетающие интересности:
 
Итак,…… приземлились Илья с Наташей в «Алыы кюель»* - бывший военный аэродром.
Почти сразу через 4 км, после выезда из аэропорта, станция «Лена». Бывшая в\ч 03175. ПВО.
Тут же, через километр, развилка со стелой «Таймыр»: налево пойдешь - в Дудинку попадешь, нам правее.
И снова, через километр, - заброшенный военный поселок «Алыкель». Бывшая в\ч 21004.

То и дело, неподалеку от дороги, попадались деревянные конструкции.  Это, говорю, щиты Потапова*. Шутка ли, что за зиму на Большой Норильск выпадает до двух миллионов тонн снега. Надо, хотя бы, чтоб со стороны его не наметало)

Еще через десятку км. слева, на горе, начали виднеться двусмысленные столбики, напоминающие ракеты. Это ЮМы (Юстировочные Мачты, используются для точной настройки измерительной аппаратуры, калибровки каналов). В\ч 40919. Объект 500*.

И на памятнике первому паровозу Гр-274* (узкоколейка Дудинка-Норильск, 1937г.)  я пока остановлюсь, т.к. дальше Кайеркан и остальные городки-районы, про них после посещения). 

Подборка справок, копипасты из инета (*):

* «Алыкель» - аэропорт. «Аэропорт «Алыкель» был построен на месте военного аэродрома. Впоследствии ходили слухи, что в Норильск собирался прилететь Никита Хрущёв и аэродром был построен специально к его приезду. Об этом якобы говорили и темпы, которыми шло строительство, и то, что взлётно-посадочная полоса была специальная, усиленная. Как бы то ни было, Хрущёв не приехал, а порт построили. Говорят, даже гору Алыкель срыли для постройки взлётно-посадочной полосы. Правильное название а/п «Алыкель» на долганском языке: Алыы кюель - болотистая поляна, дословно - поляна (долина) озёр. Это вполне соответствует ландшафту той местности, на которой построен аэропорт.

* Заброшенный, местами не достроенный поселок военных летчиков «Алыкель». Бывшая в\ч 21004. По некоторым другим мнениям, этот поселок так и не был заселен. В своё время здесь планировалось разместить лётную эскадрилью, и для семей военных начали строительство, которое просто не довели до конца, о чем свидетельствуют фотографии с торчащими сваями из земли.

* «щиты Потапова», изобретенные инженером, заключенным Норильлага. Полуразрушенные, они и сегодня защищают самую северную в мире железнодорожную ветку «Норильск-Дудинка» от снежных заносов. Электрички по ней давно уже не ходят, только грузовые составы.

* Войсковая часть 40919. Объект 500. Часть образована 12 июня 1983-го года. В простонародье называется "500-ка", изначально НИП-8 (наземный измерительный пункт), подчиняющийся 3-му измерительному управлению космодрома "Плесецк" и принадлежащий к РВСН, поэтому большинство местных жителей думали, что в части находились стратегические ракеты - за ракетные установки принимали Юстировочные Мачты (ЮМы используются для точной настройки измерительной аппаратуры, калибровки каналов), которые хорошо просматривались с дороги в аэропорт и Кайеркана, и для не знающих людей, действительно, казались ракетными установками. На самом деле это были полые железные каркасы, обшитые железом, на верху каркасов устанавливались антенны и отражающие элементы.
Административно хозяйственная зона ещё в 98 году была разморожена, после этого войсковой части отдали территорию в Норильске, где размещались моряки, а моряков сократили, функционировать остались Техническая позиция, Автомобильный Бокс, ГСМ, ГРЩ и Домик дежурной смены (который раньше принадлежал газовикам), слухи о сокращении тех. позиции ходили с начала 2000-х, но, вопреки всему, аппаратура станции траекторных измерений "ВЕГА", худо-бедно, но выполняла задачи по предназначению, правда, к этим задачам её привлекали всё реже и реже. В 2008 году принято было решение сократить, летом 2008 года полным ходом развернулась кампания по демонтажу кабелей и прочего хозяйства...
В сентябре 2009 года сгорела половина здания технической позиции, оно уже использовалось как склад для хранения демонтированной аппаратуры. На данный момент функционирует только бокс для машин и минимум солдат, который для этого нужен, солдаты проживают в домике дежурной смены. Хотя сама часть успешно развивается в Норильске, в 2007 году поставили на вооружение новый комплекс, установили новую антенну, хотя с реформированием армии и созданием нового облика неизвестно, что будет. 

* Памятник первому паровозу Гр-274 - протащившей первый состав по узкоколейке из Дудинки в никелевую столицу. Мостик недавно восстановили, а паровозик обновили.

Далее >>